Чем грозит РФ эмбарго ЕС на импорт наших нефтепродуктов и потолок цен на них

С 5 февраля вступит в силу эмбарго ЕС на импорт российских нефтепродуктов и потолок цен на них. Крыша будет двойнымодин для светлых (бензин, дизель, керосин) – 100 долларов за баррель, другой для темных нефтепродуктов (мазут, гудрон, битум) – 45 долларов за баррель.

Фото: СкрытьСкрыть

Решение озвучено давно, успели подготовиться и импортеры – европейцы, и экспортеры – отечественные компании. Но ни первые, ни вторые не могут ожидать от этих мер ничего хорошего. Для нас ранее существовавшие общие проблемы, возникшие после эмбарго ЕС об импорте российской нефти и введении потолка цен ($60 за баррель) на нее с 5 декабря 2022 года. Это рост транспортных расходов, нехватка танкеров и сложности со страхованием транспорта. В результате дисконт (скидка) на нашу нефть увеличивается по сравнению с эталонными сортами (эталонами). В начале января она достигала 37 долларов за баррель.

В ситуации с российскими нефтепродуктами есть свои особенности. Если отечественные компании смогли в значительной степени перенаправить экспорт нефти из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Турцию, то с готовым топливом это будет сделать гораздо сложнее. Наши основные торговые партнеры в Азиатско-Тихоокеанском регионе – Китай и Индия – сами являются экспортерами нефтепродуктов и будут готовы покупать их только с очень большими скидками, чтобы перепродать или заменить свое топливо, которое будет экспортироваться, что может быть невыгодно для наши компании.

В основном «под ударом» из-за эмбарго ЕС находится мазут, 80% производства которого было экспортировано, и дизтопливо (ДТ) — 41% производства России было отправлено за границу. Большая часть поставок шла в Европу. Бензин страдает меньше всего. Около 10% объема продукции экспортировалось, в основном в страны СНГ. Что касается потолка цен, то уровни ограничений можно назвать предельными или низкими по сравнению с рыночными ценами. На бирже ICE дизель торгуется выше порога в 110 долларов за баррель, а мазут выше 55 долларов за баррель.

XBNFNM   В России резко вырос спрос на специалистов нефтегазовой отрасли

В начале января цена дизельного топлива на мировом рынке оценивалась в 850 долларов, а мазута — в 350 долларов за тонну, что соответствует 116 и 48 долларам за баррель соответственно, говорит аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Это означает, что потолок стоимости российских нефтепродуктов практически соответствует мировым ценам. Минус только в том, что в этом году ожидается рост мировых цен на нефть на фоне увеличения спроса в Китае, вместе с этим подорожают и нефтепродукты, а российские останутся ниже потолка стоимости. Но на данный момент потолок цен на нефтепродукты нельзя назвать критичным, но история с потолком цен на российскую нефть свидетельствует о том, что дисконт на российские нефтепродукты после его введения начнет увеличиваться, считает эксперт.

Остается вопрос, как с учетом всех возникающих трудностей введенные ограничения отразятся на нашей экономике. Понятно, что все эти меры ограничат поступление дополнительных доходов в государственный бюджет. Но если не будет спада экономического развития, это влияние нельзя будет назвать критическим.

По словам профессора кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве РФ, доктора экономических наук. Юрий Шедко, нефтепереработку в России можно сократить на 2%. Производство также может снизиться в первом квартале, но затем снова поднимется, а во втором полугодии может увеличиться.

С последним согласен Андрей Маслов, аналитик ФГ «Финам», который считает, что на начало 2023 года падение добычи нефти в России может составить 5-7%. Суммарно недопоставки нефти из РФ могут составить 0,8-1,2 млн барр./сутки. При этом российская нефть марки Ural в первом квартале 2023 года будет стоить в диапазоне 50-60 долларов за баррель, с последующим повышением цены до диапазона 60-70 долларов за баррель.

XBNFNM   TradingView расширяет возможности DeFi-инструментов на Polygon благодаря партнерству QuickSwap

Последние цифры близки к установленному бюджету. Но остается вопрос, что делать с излишками нефтепродуктов, которые ранее экспортировались. Как уточняет заместитель декана экономического факультета МГУ Александр Курдин, пока наиболее понятным способом преодоления эмбарго ЕС видится разработка нефтепродуктов из российской нефти в некоторых развивающихся странах со значительной мощностью нефтеперерабатывающих заводов. (нефтеперерабатывающие заводы). А это предполагает определенное сокращение переработки нефти в пользу добычи нефти, хотя с учетом влияния эмбарго на сырую нефть роста добычи может и не произойти, считает Курдин.

При этом дисконт на российскую нефть продолжит снижаться, отмечает Шедко. Произойдет это за счет создания новых цепочек поставок в страны АТР, снижения рисков для перевозчиков за счет новых механизмов поставок, а также стремления нефтеперерабатывающих заводов многих стран реализовать возможности, возникшие благодаря нехватка топлива, отмечает профессор института.

У Чернова другое мнение, он считает, что дисконт на российскую нефть вполне может вырасти до 40% (за последние 2 недели дисконт на российскую экспортную нефть Ural к эталонному качеству Brent увеличился с 27% до 33%), особенно если рассматривать цены на доставку из оффшорных портов с учетом удорожания доставки и страховки.

Российский бюджет получает самые большие доходы от добычи нефти. Их уровень определяет объем производства и цену товара. Поэтому рост цен на нефть сейчас является приоритетом для государства. И если для этого нужно будет сократить производство, экспорт или уменьшить объемы переработки, то это, видимо, будет сделано. То есть пробелы на мировом рынке, которые возникнут в результате антироссийских ограничений, мы, скорее всего, не заполним, даже если на данный момент это окажется выгодным для компаний-экспортеров.

Source