Россию ждет историческая смена ее самого важного торгового партнера

Рекордный товарооборот между Россией и Китаем зафиксирован в 2022 году. Очень немногим удалось достичь цели в 200 миллиардов долларов, которая была поставлена ​​только на 2024 год. В этом году она точно будет выполнена досрочно. И еще одно историческое изменение произойдет в этом году. ЕС как главный торговый партнер уйдет в прошлое. Китай займет это место впервые.

В 2022 году Россия и Китай показали рекордный товарооборот, который вырос на треть до 190,27 млрд долларов, по данным Главного таможенного управления Китая.

Россия и Китай находятся чуть ниже цели в 200 млрд, поставленной странами на 2024 год. Однако можно не сомневаться, что эта задача будет выполнена уже в 2023 году и, скорее всего, даже при снижении стоимости энергоресурсов.

«В 2023 году, скорее всего, удастся достичь цели в 200 миллиардов долларов даже при сохранении прежних количественных объемов поставок только за счет роста цен. Но даже при сохранении шкалы цен этот показатель, скорее всего, будет достигнут. , потому что импорт в количественном выражении вырастет в 2023 году, считает Денис Перепелица, заведующий кафедрой глобальных финансовых рынков и финтех РЭУ им. Плеханова.

Для достижения цели в 200 миллиардов долларов торговли необходимо увеличить ее всего на 10%, тогда как в последние годы она росла гораздо выше. Даже в пандемическом 2021 году он вырос более чем на треть, а в прошлом году — еще на треть. «А в 2023 году, на фоне отмены политики нулевой терпимости к COVID-19 в Китае, что приведет к росту спроса на энергоресурсы, и небольшого количества альтернативных направлений для России, товарооборот, скорее всего, превысит $200. млрд», — говорит Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global. Так что пора установить еще один уровень в $300 млрд.

Еще одно важное изменение ждет Россию. Именно в 2023 году ЕС как главный торговый партнер уйдет в прошлое, а на смену ему придет Китай, считают эксперты.

XBNFNM   Центральный банк Турции поднял ключевую процентную ставку до самого высокого уровня с 2003 года — 50%.

Странно, что в 2022 году ЕС по-прежнему остается важнейшим торговым партнером России, более того, он показал серьезный рост. По крайней мере, за первые 10 месяцев 2022 года товарооборот вырос почти на 20% до 227,7 млрд евро, при этом Китай явно отстает. Нет ничего удивительного в том, что Китай вытеснит ЕС с первого места не в 2022, а в 2023 году.

“Дело в том, что в прошлом году страны ЕС резко увеличили объемы экспорта энергоресурсов из РФ с целью пополнения и увеличения запасов на фоне ожидания эмбарго на их поставки. А в этом году все ограничения экспорта из РФ уже вступили в силу, поэтому торговля со странами ЕС резко упадет. Китай, наоборот, ее активно наращивает, поэтому можно ожидать, что в 2023 году Китай станет первым торговым партнером РФ», — считает Чернов.

Экспорт из Китая в Россию в 2022 году вырос на 12,8% до 76,12 млрд долларов. Импорт из России в Китай вырос еще больше – на 43,4%, до 114,15 млрд долларов. Это объясняется тем, что более 70% всего российского экспорта в Китай составляют нефть, трубопроводный газ, СПГ, уголь и мазут. А в этом году они продавались по чрезвычайно привлекательной цене, и практичные китайцы не могли этого пропустить.

Например, в 2022 году Китай вообще сократил импорт нефти из-за ковид-ограничений и замедления экономики. Однако это не касалось российской нефти. Он купил его за несколько месяцев просто в рекордном объеме. Потому что наша нефть продается со скидкой и Китай при прочих равных предпочел ее более дорогой саудовской или другой нефти.

Китай также использовал российский трубопроводный газ на пределе своих возможностей, перепродавая при этом часть поставок СПГ в Европу. Потому что российский газ, цена на который определяется по контракту на основе кривой нефти, дешевле, чем СПГ, цена на который определяется на основе цен на спотовом рынке.

XBNFNM   Цены на бензин выросли до максимума за полгода

Наконец, Китай увеличил закупки российского угля, который также поставлялся с санкционированной скидкой. Здесь тоже есть записи. Более того, участники рынка указывали на то, что в реальности Китай мог бы купить еще больше угля у России, если бы мы уже построили новый БАМ и Транссиб.

По сути, сегодня ограничения логистики и инфраструктуры являются основным ограничением роста товарооборота между Россией и Китаем.

Газопровод «Сила Сибири» увеличивает поставки даже сверх запланированных показателей. Однако было бы неплохо иметь хотя бы еще одну такую ​​трубку. И конечно это уже в планах. А вот «Сила Сибири-2» может появиться не раньше 2030 года. При этом между Россией и Китаем нет коммерческого контракта на поставку газа по будущему газопроводу. И начать его строить до подписания такого контракта может иметь неприятные последствия для России — это даст Китаю повод забить более низкие цены на поставки. Поэтому впереди трудные переговоры с Пекином.

«Железнодорожный коридор уже полностью загружен. Но и эту проблему постепенно пытаются решить. На конец 2022 г. пропускная способность восточного участка железной дороги увеличилась примерно на 14 млн т в год – до 158 млн т, а по поручению Президента РФ к 2024 г. пропускная способность Восточной Федерации. диапазон должен быть увеличен до 180 млн тонн в год, всего ожидается увеличение до 240 млн тонн в год, указывает Владимир Чернов.

Для того, чтобы иметь возможность перевозить нефть морем на танкерах и страховать такие грузы, Россия создает свой теневой флот и свою систему страхования таких перевозок.

Но самым главным рупором роста российского экспорта в Китай в 2023 году станет рост самой китайской экономики. «В прошлом году в Китае действовали анти-COVID-ограничения, из-за которых упало промышленное производство и ВВП, что привело к снижению спроса на нефтепродукты и металлы в стране. А к 2023 году большинство важнейших ограничений уже снято, поэтому ожидается рост экономики, промышленного производства и, как следствие, спроса на энергоресурсы и металлы, считает аналитик Freedom Finance Global.

XBNFNM   «Черный» ливень в Гонконге: масштабное наводнение после самого сильного дождя с 1884 года | Си-Эн-Эн

Китай закупает в России минеральные удобрения, древесину, сельхозпродукцию и морепродукты. Здесь тоже есть потенциал для роста.

С другой стороны, следует ожидать увеличения потока китайских товаров в Россию с учетом закрытия европейского импорта. В Россию идет в основном китайская бытовая электроника, экскаваторы, автомобили, микропроцессоры, одежда, обувь и товары народного потребления.

«Россия значительно увеличила закупки электроники и автомобилей китайского производства. Потенциал роста здесь еще достаточно большой, так как на российском рынке по-прежнему ощущается дефицит этих товаров», — считает Чернов.

«Большая часть «заброшенных» товаров уже заменена китайскими и российскими аналогами. Однако некоторый потенциал роста импорта есть, особенно с учетом перехода России к активной индустриализации экономики, когда потребность будет во многих станков, оборудования, комплектующих и т. д., — говорит Денис Перепелица.

По его мнению, самой большой проблемой для России является поставка высокоточного оборудования для производства стружки и прецизионной обработки, а также самой стружки.

«Это оборудование производится на Тайване, в Японии, США и ЕС, и материковый Китай, возможно, не сможет заменить весь этот импорт», — говорит он.

Source