«Никто не сможет их остановить»: поразительно похожие игры Кейтлин Кларк и «Пистолета» Пита Маравича
За два дня до Рождества 1969 года Билл Уолтон лично увидел Пита Маравича.
Выпускник средней школы из Сан-Диего, направлявшийся к бессмертию в баскетболе в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, Уолтон наблюдал в Павильоне Поли, как легенда ЛГУ разминалась перед игрой.
«Он был гением», — сказал Уолтон ESPN. «И, как это часто бывает с гениями, им очень быстро становится скучно. Поэтому он постоянно бросал себе вызов. Он был шоуменом, и шоу ему нравилось».
Уолтон понимает, почему люди видят сходство между Маравичем и звездой женского баскетбола колледжа Айовы Кейтлин Кларк, которая приближается к тому, чтобы обогнать Маравича в борьбе за мужские и женские титулы первого дивизиона. Маравич набрал 3667 очков в сезоне 1967–70; У Кларк 3650. Она выйдет на воскресный финал регулярного чемпионата дома против штата Огайо всего в 18 очках от побития рекорда.
«Когда я вижу ее игру, а это происходит как можно чаще, у меня на лице просто появляется огромная улыбка», — сказал Уолтон. «Красота баскетбола в том, что дело не в размере и силе. Речь идет о навыках, времени и позиции, и у нее есть все это и даже больше. Она восхищает людей своим воображением и креативностью. Она делает это увлекательным».
Маравич родился в 1947 году и умер в возрасте 40 лет в 1988 году, за 14 лет до рождения Кларка. В то время мир баскетбола чрезвычайно расширился, включая современную женскую игру. Карьера Маравича в колледже началась до его первого года обучения, поэтому он сыграл всего три сезона (всего 83 игры) в ЛГУ. До трехочкового броска и таймера для броска Маравич набирал в среднем 38,1 броска и 44,2 очка за игру. Кларк, взрослый игрок, набирал в среднем 19,9 бросков и 28,3 очка в 129 играх за карьеру.
Уолтон сказал, что статистические сравнения между различными эпохами в спорте проблематичны из-за множества переменных. Но то, что игроки могут значить для спорта и какие чувства они вызывают у людей, наблюдая за ними, более сопоставимы.
«Кейтлин — одна из тех редких сил природы, когда она играет, от нее невозможно отвести взгляд, потому что она просто двигается изящно и продуктивно», — сказал Уолтон. «Она также является продуктом эволюционного процесса конца 60-х и начала 70-х годов, когда женщины получили возможность заниматься соревновательными видами спорта. До нее было много основополагающих игроков».
В их число входили такие звезды, как коллега Уолтона Брюин Энн Мейерс, сестра его товарища по команде Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Дэйва Мейерса и звезда AIAW Линетт Вудард, которая установила главный рекорд колледжа — 3649 очков, прежде чем Кларк обогнал легенду Канзаса в среду.
Как и Маравич, Кларк, на счету которого 1049 передач, не просто бомбардир, но и атакующий игрок.
«Я бы сравнил Пита с величайшими шахматистами в мировой истории», — сказал Уолтон. «Пит мог контролировать себя, мяч и остальных девять игроков на площадке».
В НБА Уолтон играл против Маравича. Первая победа «Нью-Орлеан Джаз» как франшизы произошла 10 ноября 1974 года, когда Маравич лидировал против Уолтона, тогда еще новичка, и «Портленд Трэйл Блэйзерс». Уолтон до сих пор помнит каждую деталь того, как Маравич продирался сквозь защиту и нанес разворотный удар в прыжке, забив победную корзину.
«Одна из замечательных особенностей лучших из лучших игроков, таких как Пит и Кейтлин, заключается в том, что они играют в игру на лету», — сказал Уолтон. «Они не используют физическое преимущество, чтобы отодвинуть своих противников с дороги. Они не такие уж большие. Но никто не может их остановить.
«Когда вы думаете о великих ученых, музыкантах или артистах театра – что бы они ни делали, они просто привлекали всеобщее внимание. Это то, что Пит Маравич сделал несколько лет назад. Это то, что Кейтлин Кларк делает прямо сейчас».
И хотя прошло более 50 лет, сходство в их играх есть. — Майкл Вопель
Подсчет очков и бросок: ведра, много ведер
Маравич играл в LSU за своего отца, Питера «Пресс» Маравича, в период с 1967 по 1970 год, когда первокурсники не имели права поступать в университет. Маравич известен как король результативности в баскетболе NCAA, набрав 3667 очков. За свою карьеру он сделал почти 40 бросков и 14 штрафных бросков за игру и имел самый высокий средний результат (44,5 очка за игру) за один сезон в качестве взрослого и самый высокий средний результат за карьеру (44,2) в истории NCAA. Маравич также является рекордсменом по количеству игр с 50 очками (28) и 40 очками (58).
Эти цифры поражают, учитывая, что у Маравича было всего три года, чтобы достичь своих рекордов. Также не было таймера для броска, а это означало, что команды сохраняли мяч и накапливали меньше владений за игру.
Маравич обладал даром делать сложные удары легкими. Он мог попасть в корзину двойным ударом или нанести удар с разбега, что было уникально для его игры. Его прыжок с подтягиванием был смертельным как на переходе, так и на половине корта. Его бросок на дальнюю дистанцию – трехочковый в сегодняшней игре – имел невероятную дальность. Маравич всегда был в атаке, но полностью контролировал ситуацию.
Трудно понять, с чего начать с Кларк, потому что она влияет на игру во многих отношениях. Ее способность стрелять (и делать это с легкостью) из глубоких боковых прыжков. Кларк набирает 51 очко за игру, это самый высокий показатель в студенческом баскетболе, и его эффективность находится на 98-м процентиле. Около 59 процентов бросков Кларка приходится из-за дуги. По данным Synergy Sports, она делает 42% трехочковых в подтягиваниях и 38% трехочковых при средней дистанции 25 футов 9 дюймов.
У Кларка есть реальный шанс возглавить страну по результативности в третий раз за четыре года. Отчет разведки не имеет значения в большинстве игр — Кларк найдет способ получить ее цифры. Противостоящая защита может только надеяться, что это усложнит задачу — даже бокс-ин-один не сможет замедлить Кларка.
Главный тренер LSU Боб Старки встретился с Кларком в прошлом году на игре чемпионата NCAA и описал трудности планирования игры для звезды Айовы.
«Кейтлин имеет огромное преимущество при броске благодаря очень быстрому выпуску и неограниченной дальности и точности», — сказал он. «В ее броске или игре нет лишних движений. У нее прекрасный бросок, если только вы не тот, кто должен к нему подготовиться».
Бэк-хоп Кларка – ее визитная карточка. Она бросает мяч с большой дальности и точности за пределами ловли, а также в быстром ритме ведения.
Некоторые говорят, что она Стивен Карри женского баскетбола.
«Ее компактная стрельба отличается быстрым броском. У нее невероятная дальность», — сказал тренер Карри Брэндон Пейн. «Одна из причин в том, что у нее четкая, повторяемая механика, и она бьет через корпус и запястье. Она живет своей работой. Это проявляется в ее комфорте и уверенности, когда она бросает мяч». — Пол Бьянкарди
Пас: творим чудеса с мячом
Кларк — первый игрок, набравший 3000 очков и 1000 передач. Она лидирует в стране с показателем 8,7 передач за игру (16 результативных передач в этом сезоне с двузначным числом передач) и лидирует среди всех игроков с показателем 8,6 передач за игру год назад. У Кларка есть уникальная возможность попутно руководить страной три года подряд.
Она, пожалуй, лучший распасовщик в студенческом баскетболе, потому что создает гравитацию на полу. Это означает, что никто не требует больше внимания, чем Кларк, у которой иногда все пять противников концентрируются исключительно на том, чтобы остановить ее. Это позволяет ей ориентироваться и эксплуатировать своих противников.
Ее мыслительный процесс, видение и точность в стрессовых ситуациях настолько развиты. У нее было несколько игр с высокой текучестью, но это связано с тем, что она была в центре внимания скаутских отчетов соперников.
Тренер LSU Ким Малки, бывший разыгрывающий, выигравший титулы NCAA в качестве игрока и главного тренера, сказала, что Кларк «получит свои очки».
«Но больше всего меня впечатляет (теперь, когда вы разговариваете с опытным разыгрывающим) то, что она делает всех вокруг себя лучше. У вас есть хорошие игроки, которые могут набирать цифры, но она делает лучше других людей в команде». » Малки заявил, что в 2023 году состоится женский «Финал четырех». «Только то, на что она способна — в одну минуту ты думаешь, что собираешься защитить ее определенным образом, затем ты смотришь фильм, меняешь свое мнение и думаешь: «О, это не сработает».
Возможно, она не обязательно обладает яркостью Маравича, но это увлекательное сравнение.
«Она выдающаяся распасовщица, которая на два шага впереди всех», — сказала бывший главный тренер первого дивизиона Марлен Столлингс, которая также является небывалым лидером по результативности в средней школе Огайо с 3514 очками. «Она посылает мяч туда, где должны быть ее товарищи по команде, что случается редко. Она должна быть участником Матча всех звезд WNBA. Она не такая изящная, как Пистол Пит, но она может продеть иголку и попасть в цель».
Маравич был известен в кампусе как «Гудини», когда был первокурсником ЛГУ. Он делал магические пассы с сигнальными ракетами. Его необычное видение и сверхъестественный стиль передачи сделали практически невозможным для защитников предугадать, куда направится мяч. Маравич занимает четвертое место в истории ЛГУ с 5,1 передачами за игру.
Для товарищей по команде Маравича было важно всегда быть начеку, с высоко поднятой головой и руками наготове. Он видел, как они убегают от соперников, прорываются к корзине или выходят за пределы ворот, даже если для этого требовалась нестандартная подача. Маравич сделал передачу без взгляда легкой. Он был мастером притягивать взглядом защитников и делать пас в противоположном направлении. Маравич был любимцем публики как дома, так и на выезде, как и Кларк. — Бьянкарди
Владение мячом: искусство манипулирования
Маравич был уникально одаренным владеющим мячом. Он посвятил свою жизнь бесконечным упражнениям на стационарных и подвижных упражнениях, чтобы стать одним из лучших владеющих мячом в истории. Баскетбольный мяч стал продолжением его руки благодаря его замечательной зрительно-моторной координации и чрезвычайно быстрым рукам. Его влияние простиралось далеко за пределы его игровых дней.
«Пистолет Пит вдохновил меня в юном возрасте мыслить нестандартно и проявлять творческий подход в тренировках», — сказал Пейн.
Маравич с поразительной ловкостью обводил защитников и мог заходить за спину, демонстрируя при этом плавный переход. С ним было интересно играть, но защищаться один на один было сложно. Он мог добраться до любого места на полу в любой момент благодаря своему творческому подходу и тренировке. Маравич был настоящим волшебником с мячом.
Точно так же, когда Кларк рос, он проводил бесчисленные часы с баскетбольным мячом в руках. Она делала все мыслимые упражнения. Видео из ее детства показывают ее беспрецедентную уверенность в обращении с мячом в руках. Кларк исключительно хорошо читает площадку и знает, куда направить мяч при ведении. Она имеет полный контроль. В каждом пробном ведении мяча есть цель, независимо от того, движется ли он по прямой или меняет направление в труднодоступных местах. Кларк манипулирует защитой, владея мячом.
Когда Кларк отправится в WNBA, ей придется столкнуться с более крупными и лучшими защитниками, но она также хочет иметь больше места на площадке и играть с другими профессионалами. Кларк — креативный игрок с мячом. Возможно, она не такая яркая, как Маравич, но она столь же эффективна. — Бьянкарди