Сводная информация по законопроекту “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ” ID 02/04/01-22/00124239 от 19.01.2022 г.

Друзья, я всех приветствую! Это Федор Андреев, с небольшим и как мне кажется, общественно значимым лонгридом, о налоговых законопроектах в РФ, влияющих на доходы релокантов и схемы оптимального налогообложения бизнеса при релокации.

Федор Андреев | Stop Taxes

Мой телеграмм канал @stop_taxes и чат @nomads_taxes где я отвечаю на Ваши вопросы и даю налоговые советы, буду всем признателен за подписку, а индивидуальные консультации, как всегда тут @urist_fedor_andreev

В 2022 году, бюджет РФ столкнулся (или столкнется) с упавшими сборами, одного из важнейших налогов НДФЛ, который уплачивают в бюджет страны все работодатели, брокеры, банки (налоговые агенты) с доходов работников и других доходов физических лиц по ставкам в зависимости от налогового резиденства физического лица и источника дохода.

Такая ситуация возникла после того, как сотни тысяч работников и предпринимателей, с начала 2022 года покинули территорию РФ и через 183 дня утратили статус налоговых резидентов, что в свою очередь отразилось на исчислении НДФЛ с их доходов, который в определённых случаях, по действующему законодательству, стал стремиться к 0%, что в свою очередь, кого-то крайне зацепило в Правительстве РФ и вылилось в срочную разработку нескольких законопроектов влияющих на налоги релокантов и бизнеса.

Триггером для написания данного материала, стала серия публикаций в СМИ, о разработке правительством РФ ряда законопроектов, направленных на агрессивное налоговое администрирование, в том числе и налогов нерезидентов РФ, физических лиц, включая самозанятых (НПД) и ИП на УСН и даже прозвучали инициативы, о полном запрете определенным IT-специалистам дистанционно работать из иностранных юрисдикций, что я просто не мог обойти стороной.

Разговоры, про изменение налоговых ставок для ИП (УСН) и самозанятых (НПД) в зависимости от налогового резиденства, а также про полный запрет определенным категориям работников заключать трудовые договора с компаниями из РФ, осуществляя дистанционно трудовую функцию из иностранных юрисдикций — на данный момент, только разговоры, которые могут обрести реальную форму, в соответствующих законопроектах, к обсуждению которых, нужно будет активно подключиться всем заинтересованным лицам.

Какие изменения в 2023 в НК РФ предлагает Минфин проектом Федерального закона ID 02/04/01-22/00124239

Разумеется, в этом материале я затрону только минимум предполагаемых изменений, которые могут быть интересны релокантам и бизнесу восстанавливающему порванные санкциями ВЭД контракты, так как проектом предлагается изменений в налоговое законодательство, на 90 страниц.

Уплата НДФЛ — какие ожидаются изменения в 2023 году

Друзья, на самом деле уже не очень актуально, так как все обсудили в этом материале, но для полноты информации в одном месте, просто необходимо, еще раз проговорить то, как сейчас обстоят дела с НДФЛ, определением источников дохода, налоговым резиденством и сменой налоговых статусов физического лица в РФ и только потом, взглянуть на то, как все будет, в случае принятия изменений в ст. 208 НК РФ в 2023 году.

Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Доходы сотрудника организации – налогового резидента РФ, выполняющего работы по трудовому договору дистанционно за пределами РФ, подлежат обложению НДФЛ по ставке 13% (15%) (п. 1 ст. 224 НК РФ).

С учетом п. 3 ст. 224 НК РФ указанные доходы, полученные физическим лицом, не признаваемым налоговым резидентом РФ, подлежат обложению НДФЛ по ставке в размере 30%, за исключением предусмотренных случаев.

Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации относится к доходам от источников в РФ (подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ).

Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ).

Доходы сотрудника организации, не признаваемого налоговым резидентом РФ, полученные от источников за пределами РФ, на основании п. 2 ст. 209 НК РФ не являются объектом обложения НДФЛ в России (смотрите письма Минфина России от 04.03.2022 N 03-04-06/15886, от 23.11.2021 N 03-04-05/94568, от 20.04.2021 N 03-04-06/29535

Поясню простыми словами, законопроектом предполагаются изменения в ст. 208 НК РФ, а именно дополнение п.1 ст. 208 НК РФ новыми подпунктами 6.2 и 6.3, а также дополнение п. 3, ст. 208 НК РФ подпунктом 6.1 следующего содержания:

Предлагаемые изменения в ст. 208 НК РФ, доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации в 2023 году:

1. Для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся:

15) в статье 208:

а) пункт 1 дополнить подпунктами 62 и 63 следующего содержания:

«62) вознаграждение и иные выплаты при выполнении дистанционным работником трудовой функции дистанционно по договору с работодателем, являющимся российской организацией (за исключением договора, заключенного с обособленным подразделением российской организации, зарегистрированным за пределами Российской Федерации), с обособленным подразделением иностранной организации, зарегистрированным на территории Российской Федерации;

63) вознаграждение, полученное налогоплательщиком за выполненные работы, оказанные услуги, переданные права на использование результатов интеллектуальной деятельности, в случае, если выполнение работ, оказание услуг, передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности осуществлены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, и (или) информационных систем, технические средства которых размещены на территории Российской Федерации, и (или) комплексов программно-аппаратных средств, размещенных на территории Российской Федерации, при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

a) налогоплательщик – физическое лицо является налоговым резидентом Российской Федерации;

б) доходы получены налогоплательщиком – физическим лицом на счет, открытый в банке, находящемся на территории Российской Федерации;

в) источник выплаты дохода – это российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации;»;

3. Для целей настоящей главы к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся:

б) пункт 3 дополнить подпунктом 61 следующего содержания:

«61) вознаграждение, полученное налогоплательщиком за выполненные работы, оказанные услуги, переданные права на использование результатов интеллектуальной деятельности, в случае, если выполнение работ, оказание услуг, передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности осуществлены физическими лицами с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», независимо от места, где фактически выполнялись работы, оказывались услуги и (или) передавались права на использование результатов интеллектуальной деятельности, за исключением доходов, предусмотренных подпунктом 63 пункта 1 настоящей статьи;»;

Комментарии автора к изменениям в ст. 208 НК РФ:

В общем то, все просто, подпунктом 6.2., пункта 1, ст. 208 НК РФ, будет определяться, что доход дистанционных работников которые выполняют работу дистанционно, относится к доходам от источников в РФ, соответственно налоговые резиденты РФ уплачивают с этого дохода НДФЛ 13% (15%), а налоговые нерезиденты РФ уплачивают налоги по ставке НДФЛ 30%.

Но на словах, что на данный момент, не нашло отражения в законодательной базе, Минфин РФ склоняется к взиманию НДФЛ 13% с дистанционных работников которые утратили налоговое резидентсво РФ.

Подпунктом 6.3., пункта 1, ст. 208 НК РФ, конкретизируется что вознаграждение, полученное налогоплательщиком за выполненные работы, оказанные услуги, если они осуществлены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, и (или) информационных систем, технические средства которых размещены на территории Российской Федерации и (или) комплексов программно-аппаратных средств, размещенных на территории Российской Федерации, при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

a) налогоплательщик – физическое лицо является налоговым резидентом Российской Федерации;

б) доходы получены налогоплательщиком – физическим лицом на счет, открытый в банке, находящемся на территории Российской Федерации;

в) источник выплаты дохода – это российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации;»;

Как мне видится, под диспозицию подпункта 6.3., пункта 1, ст. 208 НК РФ, можно подвести налогообложение, вообще всех физических лиц, которые оказывают услуги или выполняют работы на основании договора ГПХ, для компаний или индивидуальных предпринимателей из РФ, под НДФЛ 30%, в случае потери налогового резиденства РФ, при условии что, такие работы и услуги оказываются через сеть Интернет, по IP адресам РФ, в доменных именах РФ и т.д.

Отдельного внимания заслуживает уточнение, про получение доходов на счета в банках РФ, вероятно после вступления в силу законопроекта, любой доход налогового нерезидента РФ полученный на счета открытые в банках РФ, можно будет обложить НДФЛ по ставке 30% без лишних усилий.

Стоит обратить внимание и на изменения, которые предлагаются в пункт 3, ст. 208 НК РФ, которыми конкретизируется как раз, предлагаемый подпункт 6.3., пункта 1, ст. 208 НК РФ, обсуждаемый выше, то есть если дистанционные услуги оказываются не через доменные имена РФ, IP адреса РФ или оборудование размещенное в РФ, оплата получается не на счета в банках РФ и эти услуги оказываются например обособленному подразделению иностранной компании в РФ, то такие доходы относятся к иностранным источникам, короче по сути бесполезное уточнение для наших целей, но возможно слабый шанс к оптимизации налогообложения.

Усилят налоговое администрирование – часть первая НК РФ

Я как юрист, работающий в сфере налогообложения достаточно давно, вижу как изменяется подход ФНС к администрированию налогов от года к году и отчетливо понимаю, что в РФ зарождается модель агрессивного администрирования налогов, в том числе и налоговых нерезидентов и нерезидентов в общем, включая иностранные компании и их представительства в России.

Законопроектом предлагаются изменения в ст. 85 НК РФ, по смыслу которых МВД РФ будет обязано передавать данные заграничных паспортов граждан, в налоговые органы по месту жительства гражданина и конечно эти данные необходимы налоговикам, для определения статуса налогового резиденства физических лиц для целей исчисления НДФЛ, например через запрос в УФСБ или к властям иностранной юрисдикции, как говорится, когда все первичные данные заграничного паспорта физического лица, уже под рукой у налогового инспектора, все процессы пойдут быстрее.

Предлагаемые изменения в ст. 85 НК РФ:

НК РФ Статья 85. Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц

24) в статье 85:

3) дополнить пунктом 81 следующего содержания:

«81. Органы, осуществляющие выдачу и замену паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения:

о фактах первичной выдачи, или выдачи в дополнение к действующему, или замены паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном паспорте, в течение пяти дней со дня выдачи нового паспорта;

о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об объявлении паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, недействительным в связи с его утратой, в течение трех дней со дня его подачи.»;

Федор Андреев

Я просто не смог удержаться, от того чтобы не вставить в данный материал судебную практику, где произошла серьезная стычка между налоговыми органами и представителями бизнеса которым доначислили НДФЛ 30%, поскольку клиенты часто задают мне вопросы по этой теме, мол я выехал по внутреннему паспорту, заехал по заграничному и никто не узнает что я был в РФ меньше чем 183 дня в календарном году. Да, возможно и даже скорее всего, так и будет, никто Вас не разоблачит в ближайший год или два, а возможно все будет и по другому..

Как мы обсудили, в этом материале, налоговые агенты (работодатели) определяют налоговый статус удаленного работника, подсчитывая суммарно, 183 дня его присутствия / отсутствия в РФ в течение 12 месяцев следующих подряд, которые могут начаться, например в 2022 году, если работник уехал в сентябре 2022 года и продолжаться в 2023 году, если он не вернулся, при этом итоговый налоговый статус работника, будет определяться работодателем на 31 декабря 2022 года (статус будет еще не утрачен) и потом на 31 декабря 2023 года в данном примере (статус будет уже точно утрачен).

Если Вы самостоятельно ведете подсчет дней и декларируете НДФЛ, то Вы применяете исключительно 183 дня отсутствия / присутствия в РФ в течение налогового периода по НДФЛ который равен календарному году, то есть с 01 января по 31 декабря, а про 12 месяцев которые могут начаться в одном году и продолжиться в другом, просто забудьте, так как это головная боль вписавшегося за НДФЛ работника, работодателя или иного налогового агента.

Дело Арбитражного суда Мурманской области № А42-3434/2020 налоговый нерезидент и доначисление НДФЛ по ставке 30% (исчислили НДФЛ 13%)

Хочу отметить, что данный судебный спор в первую очередь нам интересен позицией налогового органа (ИФНС № 10 г. Москва), который последовательно доказывал (и доказал) суду, через различные запросы в уполномоченные органы и не только в РФ, что физическое лицо отсутствовало на территории РФ, в течение периода по НДФЛ (календарного года), соответственно статус работника сменился на налогового нерезидента РФ и нужно облагать его доходы по ставке НДФЛ 30% а не НДФЛ 13% как сделал налогоплательщик.

Фабула судебного дела № А42-3434/2020 — налоговая судебная практика

АО «Кольское предприятие «ЭРА» обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании решения ИФНС по результатам камеральной проверки, начислить налог на доходы физических лиц в сумме 2 781 638 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 1 456 498 руб., налоговых санкций по статье 123 НК РФ в размере 1 582 878 руб. по эпизоду, связанному с применением НДФЛ 30 % к доходам, выплаченным Хоецяну А.А. частично недействительным.

В отзыве и дополнениях к нему, налоговый орган против удовлетворения заявленных требований АО «Кольское предприятие «ЭРА» возражал, указав, что сотрудник общества Хоецян А.А. в проверяемом периоде находился в РФ менее 183 дней в течение 12 месяцев, следовательно, в соответствии с пунктом 2 статьи 207 НК РФ не являлся налоговым резидентом Российской Федерации, а выплаченный ему обществом (налоговым агентом) доход согласно пункту 3 статьи 224 НК РФ подлежал обложению налогом на доходы физических лиц, по ставке НДФЛ 30%.

Позиция налогового органа – налоговый нерезидент РФ

Вывод налогового органа, о нахождении гражданина Хоецяна А.А. в проверяемом периоде в РФ менее 183 дней в течение 12 месяцев, сделан на основе полученного ответа от УФСБ РФ по Мурманской области, с предоставлением сведений, о всех фактах пересечения границы Хоецяном А.А.

Кроме того, налоговый орган, ссылается на информацию, представленную Следственным управлением УМВД по Мурманской области, согласно которой Хоецян А.А. находился в РФ в 2016 году в течение 58 дней, подтвержденной ФСБ РФ письмом от 11.09.2019 № 8/К/8-6039.

В дополнение, налоговый орган, ссылается на сведения полученные от ООО «УК «Комфорт», о проведении перерасчетов платы за коммунальные услуги на период отсутствия Хоецяна А.А. и членов его семьи (жена и двое детей) по месту регистрации в г. Снежногорске (РФ).

Налоговый орган, также ссылается на справки на испанском языке, выданные Муниципалитетом города Ориуэла (Испания) в которых содержится информация о регистрации Хоецяна А.А. и членов его семьи на данной территории.

Позиция налогоплательщика – налоговый резидент РФ

Представленная информация УФСБ РФ по Мурманской области и УМВД по Мурманской области о фактах пересечения государственной границы РФ (прилеты, вылеты) гражданином Хоецяном А.А., не может быть положена в основу расчета количества дней для определения статуса налогового резидента / нерезидента у данного физического лица.

Указанные УФСБ РФ и УМВД РФ по Мурманской области, сведения фиксируют даты выезда гражданина, только через аэропорты, находящиеся на территории РФ, и сами по себе не опровергают возможность перемещения гражданина из РФ в страны Шенгенского соглашения и обратно через республику Беларусь, а также – возможность свободного перемещения Хоецяна А.А. через границы стран, входящих в Шенгенское пространство, и на иных видах транспорта.

По мнению налогоплательщика, данные выводы подтверждаются ответом УФСБ РФ по Мурманской области, согласно которому Хоецян А.А. въехал на территорию РФ – 3 раза, при этом выехал с территории РФ – 4 раза.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что представленные УФСБ РФ по Мурманской области сведения не содержат в себе полной информации, следовательно, и расчет произведенный ИФНС по дням присутствия / отсутствия гражданина Хоецян А.А. в РФ нельзя признать полным и состоятельным.

Сведения, полученные от ООО «УК «Комфорт» налоговым органом, не свидетельствуют об отсутствии Хоецяна А.А. на территории РФ и не исключают возможности его нахождения в ином населенном пункте на территории РФ, заявление о перерасчетах платы за коммунальные услуги Хоецян А.А. не подписывал.

В справках на испанском языке, выданных Муниципалитетом города Ориуэла (Испания) содержится информация о регистрации Хоецяна А.А. и членов его семьи на данной территории, указание на период времени, когда Хоецян А.А. и члены его семьи фактически находились на территории Испании и пересекали границу, в справках отсутствует.

Кроме того налогоплательщик настаивал на том, что Хоецян А.А. в период с 11.01.2016 по 08.04.2016, а также в период с 12.09.2016 по 09.12.2016 находился в г. Сан-Мигель-де-Салинас в Лингвистическом центре «О’Брайен», где проходил курс обучения испанскому языку, что подтверждается письмом Лингвистического центра «О’Брайен», а соответственно в силу п. 2, ст. 207 НК РФ, период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Арбитражный суд первой инстанции – налоговый резидент РФ

Как я говорил выше, суд первой инстанции, посчитал позицию АО «Кольское предприятие «ЭРА» обоснованной, а позицию налогового органа недоказанной, то есть встал на сторону налогоплательщика и удовлетворил его требования к ИФНС в части отмены решения по результатам камеральной проверки.

Суд первой инстанции, в своем решении отмечает что, данные представленные налоговым органом, не могут быть положены в основу расчета количества дней, для определения налогового статуса Хоецяна А.А., так как он мог перемещаться из РФ в Шенгенскую зону через Беларусь или другими видами транспорта кроме авиасообщения.

Кроме того, суд первой инстанции отметил, что данные предоставленные ООО УК «Комфорт» не могут считаться надлежащим доказательством отсутствия Хоецяна А.А. на территории РФ (заявление о перерасчете коммуналки), так как Хоецян А.А. мог находиться в РФ, но фактически проживать по другому адресу в РФ.

Самый важный аргумент налогоплательщика, который принял во внимание суд первой инстанции, это краткосрочность отсутствия Хоецяна А.А. в РФ, так как он проходил обучение в Лингвистическом центре О’Брайен (Испания), а соответственно в силу законодательства РФ, период его нахождения в РФ не прерывался на время его выезда в Испанию с целью обучения (до шести месяцев).

С учетом изложенного, АО «Кольское предприятие «ЭРА» правомерно исчисляло и удерживало НДФЛ с выплат в пользу сотрудника предприятия Хоецяна А.А. по налоговой ставке 13 %.

Выводы апелляционной инстанции (13АП-995/2022) и кассационной инстанции (Ф07-8273/2022) — налоговый нерезидент РФ (НДФЛ 30%) и точка

Суды, Тринадцатый арбитражный апелляционной суд и Арбитражный суд Северо-Западного округа, встали на сторону налогового органа (ИФНС) и не безосновательно на мой взгляд, так как множество доводов налогоплательщика, носили не подтвержденный, голословный характер, ниже я позволю себе вставить несколько врезок из постановления апелляционной инстанции:

Комментарии автора по судебному делу № А42-3434/2020

  1. Первое, что хочется отметить, то что камеральная проверка по налоговому периоду 2015, прошла в 2019 году, а судебные тяжбы начались в 2020 году и продолжаются по настоящее время;

  2. Второе что нужно отметить, это критичную ошибку налогоплательщика, который не внес изменения в трудовой договор с Хоецяном А.А., не указав, что характер его работы носит дистанционный характер и выполняет он трудовую функцию с территории иностранной юрисдикции, а именно из города Ориуэла (Испания), продолжая удерживать НДФЛ 13% и принимать зарплату в расходы, при том что делать это уже было не нужно.

  3. По моему мнению, требовалось получить оценку суда, о законности дистанционной работы и указать на то, что неверно удерживали НДФЛ 13% когда удерживать было не нужно, нужно было согласиться с тем что он налоговый нерезидент РФ, но проблема налогоплательщика была не только в НДФЛ, а в том что компания занижала налогооблагаемую базу, принимая в расходы зарплату Хоецяна А.А., но ошибка допущена и стоила эта ошибка налогоплательщику много миллионов рублей.

Вот что отметил апелляционный суд в своем постановлении:

Апелляционный суд отклоняет довод заявителя о том, что в силу Конвенции об исключении двойного налогообложения от 16.12.1998 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испании полученные им доходы подлежат налогообложению в Испании.

Как видно из материалов дела, осуществляя работу дистанционно, тем не менее работник фактически выполняет эту работу в интересах российского работодателя, в связи с чем она связана именно с работой на территории РФ, полученный доход подлежит обложению на территории РФ.

Кстати друзья, выводы суда, о том что Хоецян А.А т выполняет работу в интересах российского работодателя, в связи с чем, она связана именно с работой на территории РФ, конечно конфликтует с подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ, но можно понять такой вывод суда, так как позиция представителей изначально была кривая и провал был по многим аспектам, просто надо было что то написать.

Что касается других доводов налогоплательщика, лично я согласен с судебной оценкой того, что по большей части, доводы налогоплательщика недоказанные в нарушение ст. 65 АПК РФ, например доказывая вылет (выезд) с территории Белоруссии нужно было приложить скан заграничного паспорта или копию билетов на любой вид транспорта или хоть что-то кроме слов.

Я знаю, сейчас внимательный читатель скажет, подождите, а как же краткосрочный выезд с целью обучения (до шести месяцев) на который не прерывается пребывание физического лица в РФ для целей исчисления налогового резиденства?

Друзья, тут все нормально, но опять же предоставленные доказательства прохождения обучения в Испании, относились к другому налоговому периоду по НДФЛ и не были приняты во внимание судом, только по этим основаниям, снова косяк представителей, которые притягивали за уши не имеющие отношения к делу доказательства.

Федор Андреев | Stop Taxes

Как по мне, вывод очень простой. Работодатель не внес изменения в трудовой договор, схематозил с НДФЛ, принимал в расходы то, что не нужно было принимать, что вылилось в жесткую камеральную проверку. Судебные представители налогоплательщика выбрали неверную линию защиты и загубили дело, но нам в данном примере, интересен именно механизм доказывания налоговым органом налогового резиденства физического лица, ну а по судебным спорам с ФНС, обращайтесь к компетентным юристам судебникам @urist_fedor_andreev как минимум за вторым мнением, если защищайте себя самостоятельно @nomads_taxes

Когда изменения по НДФЛ и источникам дохода — ст. 208 НК РФ вступают в силу в 2023 году?

Точно ответить на этот вопрос, сейчас не представляется возможным, так как есть строгая взаимосвязь с официальной публикаций Федерального закона, а он на данный момент проходит оценку регулирующего воздействия и еще возможны задержки и изменения в текст законопроекта по результатам ОРВ, как говорится в законотворчестве РФ все возможно.

Статья 6 законопроекта

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2023 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Положения статей 112, 64 пункта 2 статьи 73, пункта 61 статьи 74, статей 741, пункта 121 статьи 77, 83, 84, подпунктов 81, 94, 11 статьи 85, пункта 12 статьи 101, пунктов 4, 44 и 45 статьи 10530, пункта 5 статьи 138, статей 1761, 184, 193, 198, пункта 16 статьи 200, пункта 17 статьи 201, статей 2031, 204, 208, 213, 214, 2141 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) вступают в силу по истечении девяти месяцев со дня его официального опубликования.

Можно предположить, исходя из положений статьи 6 законопроекта, что изменения которые планируются в статью 85 НК РФ, 208 НК РФ, вступят в силу по истечении девяти месяцев со дня официального опубликования Федерального закона, то есть примерно в конце 2023 года, если в первом квартале 2023 года, что очень вероятно Федеральный закон подпишут и опубликуют, с этим у нас сейчас нет проблем, когда властям что-то надо быстро продавить.

Да, я еще забыл сказать про то, что законопроектом планируются изменения в ст. 422 НК РФ, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами. С компенсаций за использование дистанционным работником личного имущества, превышающих 35 рублей в день, нужно будет уплачивать НДФЛ.

5) в статье 422 НК РФ:

а) подпункт 2 пункта 1 дополнить абзацем десятым следующего содержания:

«возмещение расходов дистанционного работника, связанных с использованием им для выполнения трудовой функции принадлежащих ему или арендованных им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, в сумме, определяемой коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору, но не более 35 рублей за каждый день выполнения трудовой функции дистанционно, либо в сумме документально подтвержденных расходов работника.»

Общественное обсуждение законопроектов

Сейчас начнется шквал комментариев, что на мнение гражданского общества законотворцам буквально плевать и в целом друзья я с Вами соглашусь. Но давайте прикинем, почему так оторвались разработчики законов в РФ от мнения профильных сообществ и институтов гражданского общества, которые те самые разработанные нормативы должны регулировать, в сравнении с той же Европой или Америкой, когда в принципе система законотворчества между странами похожая.

По моему мнению, которое я никому не навязываю, руки различным лоббистам, крупных игроков рынка, продавливающих нужные им тексты законопроектов в кабинетах профильных министерств и прочим законотворцам, развязало то самое гражданское общество, которое долгие годы, наблюдало за тем, как его разрушают и монополизируют по всем направлениям, при молчаливом согласии и общей гражданской пассивности.

В итоге, в головах чиновников зародилась идея, что можно разрабатывать и продавливать что угодно, любые законы, изменения в них, так как общество будет негативно обсуждать социально-значимые изменения в социальных сетях, но никогда не выйдет централизованно на улицу с протестами, не встанет в забастовки, не будет участвовать в публичном обсуждении законопроектов, не будет отстаивать в целом свои позиции законными методами, как это регулярно и фанатично происходит на западе, где лоббисты и чиновники, по сути такие же как и в РФ и задачи у них такие же, зарабатывать деньги идя по костям, но общество там другое и оно не дает чинушам расслабиться и разогнаться, как постоянно происходит в РФ.

Сейчас уже важен фокус на том, что мы будем делать, если вынесут на публичное обсуждение законопроекты о дистанционных работниках, которые работают из иностранных юрисдикций и полном запрете работодателям из РФ заключать с ними трудовые договора?

Конечно я понимаю, что безвыходных ситуаций в данной сфере не бывает, так как регулярно выстраиваю схемы законной оптимизации международного налогообложения, для нужд своих клиентов и работодателей, частников и команд, но сейчас я немного про другое.

Подобные запреты, отдают карательными нотками и вообще-то их надо проверять силами Конституционного суда РФ на соответствие Конституции РФ, так как на первый взгляд, все эти идеи, очень похожи на нарушение прав работников, может в какой-то части на дискриминацию по признакам места осуществления трудовой функции (я не говорю про секретность), то есть этим вот можно, а вот этим категорически нельзя, не смотря на знания и опыт, но все это мы будем обсуждать если (когда) появятся тексты этих “замечательных” инициатив.

А пока, эта статья является призывом к действию, предупреждением и обзором, почти принятого проекта Федерального закона (находится на стадии ОРВ, оценки регулирующего воздействия), которым вносятся изменения в ст. 208 НК РФ и многие другие статьи НК РФ, которые закрывают возможность не уплачивать НДФЛ в РФ, работая дистанционно по трудовому договору из иностранной юрисдикции в компании или у ИП из РФ.

Подведем итоги:

Оптимизация налогов по схеме — я налоговый нерезидент мира, нигде не живу больше чем 183 дня в году, стремительно теряет свою актуальность в юрисдикциях различных стран, так как повсеместно начинает применятся, в таких ситуациях определение налогового резиденства по принципу центра жизненных интересов и Россия тут не исключение, уже отчетливо прослеживаются шаги властей в этом направлении.

Скорее всего, дистанционным работникам, которые работают в компаниях РФ из иностранных юрисдикций, в конце 2023 года придется принять не простое решение, платить повышенные налоги или разорвать связь с РФ или же применить схемы оптимизации международного налогообложения, только не такого плана — поеду открою ИП в Грузии, но жить буду в РФ, но в любом случае надо приготовиться платить больше налогов.

В 2022 году, а возможно и в 2023 году, остается возможность внести изменения в трудовой договор с компанией из РФ и законно не уплачивать НДФЛ в РФ если Вы преимущественно, в течение года находитесь в иностранной юрисдикции, то есть является налоговым нерезидентом РФ.

По смыслу подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ, такой доход налоговых нерезидентов РФ, относится к источникам за пределами РФ и не облагается НДФЛ в РФ, но не нужно забывать про налогообложение иностранных юрисдикций, чтобы не сгенерировать проблемы и в РФ, куда придется вернутся и за пределами РФ где сейчас фактически проживаете.

Я понимаю, что налоговые органы иностранных юрисдикций, сегодня в большинстве случаев не видят налоговую базу дистанционных работников, поскольку денежные средства работодателями из РФ, чаще всего выплачиваются на банковские счета работников открытых в банках РФ, и налоговики иностранных юрисдикций не могут эффективно администрировать такие доходы, полученные физическими лицами с их территорий, но они обязательно будут думать, как это сделать и в итоге сделают.

Мои клиенты, часто спрашивают, мол что будет если ФНС запросит информацию в Грузии или Армении или другой иностранной юрисдикции и узнает о том, что я нарушил валютное законодательство РФ, потому что перевел в первые 183 дня пребывания за территориями РФ другу Юре, который не является мне близким родственником пару тысяч баксов?

Друзья, а что будет если служба доходов Грузии или налоговые органы Армении запросят информацию у ФНС РФ о доходах физического лица на территории РФ за 2022 год и потом начислят, например, подоходный налог на мировые доходы 20% за весь 2022 год?

Как по мне, так это более чем реально, так как налоговые органы многих иностранных юрисдикций, имеют больше возможностей для маневра, чем ФНС РФ, и релоканты у них все на виду, как говорится посчитаны по головам и большинство из них почему-то считает что ФНС РФ это сила, а за границей РФ законы и их исполнители заканчиваются и можно немного расслабиться.

На этом у меня все, я продолжаю свою работу на Хабре и скоро планирую ряд интересных статей по налогообложению. Всем желаю благополучия и низких налоговых ставок 🙂

Федор Андреев | Stop Taxes

Мой телеграмм канал @stop_taxes и чат @nomads_taxes где я отвечаю на Ваши вопросы и даю налоговые советы, буду всем признателен за подписку, а индивидуальные консультации, как всегда тут @urist_fedor_andreev

Об авторе — Федор Андреев, российский юрист в сфере информационных технологий (криптовалюта, инвестиции, трейдинг, IT-сфера), консультант по международному налогообложению.

Source

XBNFNM   Плати налоги и думай, на что прожить - infobank.pt

от admin