Налог на трафик — можно ли заставить компании платить за пользование сетью

Европейская комиссия может представить соответствующее законодательное предложение в этом году. В похожем направлении движутся регуляторы Южной Кореи и США — давайте проанализируем мнения, перспективы и проблемы такого подхода.

/ Unsplash.com / Адам Роудс

Большие пробки

Три года назад, в период блокировки, интернет-провайдеры зафиксировали многократное увеличение трафика. В то время стриминговые сервисы даже снижали качество видео и ограничивали скорость загрузки контента, чтобы снизить нагрузку на сети. Пандемия прошла, но нагрузка на сеть сильно не уменьшилась. В то же время операторы сталкиваются с новыми проблемами, связанными с необходимостью расширения своей оптоволоконной инфраструктуры.

Нынешний экономический кризис наложил свой отпечаток на отрасль. Затраты на обслуживание интернет-инфраструктуры растут, в том числе из-за роста стоимости энергоносителей и производства оптоволокна. Да, аналитики предсказывать рост доходов от телекоммуникаций на 14% в течение следующих пяти лет. Однако среднемесячный доход, который бизнес получает от одного клиента, будет быстро снижаться.

В этом духе интернет-провайдеры вновь говорят о необходимости заставить крупные ИТ-компании, видеохостинги и социальные сети платить дополнительную плату за использование интернет-инфраструктуры, поскольку именно они генерировать 57% всего мирового трафика. Регуляторы активно участвуют в обсуждении.

Что они предлагают?

Тема «транспортного налога» в Европе поднятый еще в 2012 году. Тогда политики отмечали, что дополнительное финансирование телекоммуникаций поможет поддерживать и развивать интернет-инфраструктуру. Однако идея не прижилась — отдельные государства-члены ЕС и регулирующие органы отвергли ее из-за опасений возможных нарушений сетевого нейтралитета.

Но в конце 2022 года дискуссия разгорелась с новой силой. Франция, Испания и Италия и ряд других стран развивать счет. Если ИТ-компании начинать оплачивать половину расходов на обеспечение инфраструктуры, это даст сектору 3-4 млрд евро ежегодно. Первый проект может быть представлен уже в этом году, а пока политики обсуждают форму компенсации.

XBNFNM   Российские банки отреагировали на санкции ЕС против них

Для аналогичного разговора вернулся в Южной Корее. Там сервисы видеостриминга генерируют треть всего внутреннего трафика. Регулятор рассматривает возможность заставить местных поставщиков контента и приложений платить сетевые сборы за интернет-трафик. Пока идея прошла только общественные слушания.

/ Unsplash.com / Гарри Каннингем
/ Unsplash.com / Гарри Каннингем

Другая страна, где учитывать введение обязательной платы за использование интернет-инфраструктуры США. Федеральная комиссия по связи (FCC) поддерживает резерв универсального обслуживания. Это специальный фонд для телекомов, который частично покрывает расходы на расширение инфраструктуры в необслуживаемых и удаленных регионах. Пополняется за счет граждан, оплачивающих счета за телефонную связь. Но этих денег не хватило, чтобы покрыть расходы фонда. ФКК предложение исправить ситуацию и ввести обязательные платежи за пользование услугами связи крупным операторам сервисов и цифровой рекламы.

Почему это плохая идея?

Хотя идея состоит в том, чтобы заставить контент-провайдеров делает «справедливый вклад в значительные затраты, которые они в настоящее время налагают на сети», нашел поддержку только у ряда политиков и некоторых провайдеров. Сами ИТ-компании отреагировали на это резко негативно, подчеркнув, что уже спонсируют развитие инфраструктурных проектов. С 2011 по 2021 год американские ИТ-компании инвестировали 183 миллиарда евро в европейскую интернет-инфраструктуру. Деньги пошли на прокладку подводных кабелей, создание сетей доставки контента и строительство центров обработки данных.

Владельцы услуг, являющиеся клиентами интернет-провайдеров, уже платить предоставлять им услуги и, таким образом, инвестировать в развитие инфраструктуры. Некоторые операторы боятся что усиление контроля и введение дополнительных платежей может нарушить баланс на рынке – для конечного потребителя это приведет к снижению качества услуги, а бизнесу и провайдерам только усложнит работу.

В этом контексте оживление дискуссии в Южной Корее выглядит крайне странно. В 2016 году правительство экспериментировало с транспортным налогом. вел к плачевным результатам. Изначально провайдеры взимали плату друг с друга за трафик. Затем эта договоренность была распространена на иностранные и местные службы. В результате выросли цены на связь, а жители страны получили самые высокие в мире тарифы на мобильный интернет. Для граждан Южной Кореи также подорожала подписка на один из крупнейших стриминговых сервисов, заметно увеличились задержки в сети.

XBNFNM   В России не хватает специалистов по двум направлениям

Эксперты тоже платить внимание на потенциально негативное воздействие нового налога на чистый нейтралитет. Прямое финансирование от ИТ-компаний позволит им заключать договоры с телекоммуникационными компаниями и покупать приоритетный трафик. Кроме того, остается неясным, какие именно организации будут платить за пользование интернет-инфраструктурой и сколько — то есть, какой объем трафика считается значительным и «достойным» дополнительных платежей. И это при условии, что затраты на содержание инфраструктуры не растут с той же скоростью, что и рост трафика.


О чем еще мы пишем в блоге VAS Experts:

Source