Эксперты выяснили, на что россияне тратят зарплату
Россияне тратят большую часть своей зарплаты на еду и жилье. К такому выводу пришли аналитики исследовательской службы hh.ru.
В аналогичном опросе (имеется в наличии «Российской газете») 47% опрошенных россиян сообщили, что их самые большие ежемесячные расходы — это покупка продуктов питания. Чаще всего такие респонденты проживают в Хабаровском крае (57% респондентов этого региона среди важнейших расходов назвали питание), а также в Ярославской и Новосибирской областях (по 54%). Наименьшее количество таких респондентов в Удмуртской Республике (всего 22%). Что касается профессий, то большую часть своей зарплаты на еду тратят чаще всего представители сферы «Маркетинг, реклама, PR» (56%), а реже всего – сферы «Розничная торговля» (30%).
34% россиян среди самых больших расходов назвали аренду и/или ипотеку. Такие расходы наиболее характерны для жителей Ханты-Мансийского автономного округа (44%) и медицинских работников (55%). И наоборот: меньше всего на это потратят жители Саратовской области (только 20% назвали аренду в числе основных расходов) и работники транспортно-логистической сферы, а также сотрудники служб безопасности (по 25%).
Еще 30% заявили, что тратят значительную часть своей зарплаты на коммунальные расходы, 33% на погашение кредита (не ипотеки), 15% на детей, 11% на транспорт и/или машину, 8% на лечение и лекарства, 7% – на отдых и отдых, 6% – на одежду и обувь. Реже к крупнейшим статьям расходов относятся образование (5%), уход за собой (4%), а также связь, телевидение и Интернет (1%).
Следует отметить, что больше всего тратят на лечение и лекарства респонденты из сферы «Наука, образование» (14%); представители сферы «Стратегия, инвестиции, консалтинг» (13%) больше других тратят на отдых и отдых, а «Искусство» больше тратят на обучение. , развлечения, средства массовой информации» (13%). Работники сектора «Транспорт, логистика, транспорт» чаще всего отмечали высокие расходы на транспорт и автомобили (16%).
Расходы на аренду или ипотеку доминируют среди молодых соискателей работы: этот пункт назвали ключевым 45% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет и 44% респондентов в возрасте 25-34 лет. При этом затраты на электроэнергию зачастую являются самой большой статьей расходов среди старшего поколения: так ответили 42% работников в возрасте 45-54 лет и 51% тех, кто старше 55 лет.
“В 2022 году, как мы знаем, произошел довольно серьезный спад потребительской активности, связанный с экономическими трудностями. Но сейчас восстановление экономики практически покрыло потери, понесенные домохозяйствами из-за западных санкций”, – говорит директор Института социально-экономических исследований. Экономические исследования в Финансовом университете при Правительстве РФ Алексей Зубец.
Он уточняет, что в начале октября (более чем в 2 раза, на 131%) стоимость гостиниц в России выросла по сравнению с прошлым годом. Иными словами, россияне этим летом не скупились на отдых.
Расходы на развлечения увеличились почти вдвое, на 48%, расходы на парковки и гаражи увеличились на 46%, расходы на автомобили, приобретенные у автосалонов, а спрос на запчасти увеличился на 40%. Расходы на ювелирные изделия увеличились на 31%. Меньше всего увеличились расходы на продукты питания (9,6%), билеты на самолет (6,6%), лекарства и медицинское оборудование (6,5%).
В то же время, как следует из отчета Центробанка по денежно-кредитной политике, потребительские расходы домохозяйств снизятся. Если темпы роста потребления домохозяйств по итогам 2023 года могут находиться в пределах 5,5-6,5%, то планируется снижение: по прогнозу, в 2024 году с учетом более высоких темпов в экономике будут преобладать сберегательные настроения. .
Импорт, который в значительной степени удовлетворяет внутренний потребительский спрос, сократится. Если в 2023 году будет зафиксирован рост на 10,2-11,7% вместе с расширением потребления домохозяйств, то импорт в 2024 году снизится в пределах 4,5-6,5%. Кредитование населения также сократится.