Когда еда – это не просто еда. Как и почему режиссеры используют еду в кадре — Лайфхакер

В Интернете время от времени шутят, что Брэд Питт постоянно жует на камеру. На самом деле актер так часто делает это в своих фильмах, что подобные пробы вкуса уже стали визитной карточкой его персонажей. Но бывает и так, что еда появляется на экране с определенной целью. Показать, как персонажи едят, может быть чрезвычайно важно для режиссера по нескольким причинам.

Чтобы показать обычное в том, что происходит

Самая простая и очевидная причина появления в фильмах сцен с едой – это передать обыденность происходящих на экране событий. Например, в «Красоте по-американски» Сэм Мендес изобразил самую обычную жизнь респектабельного американского пригорода. А чтобы еще больше усилить ощущение рутины, он включил в фильм повторяющиеся эпизоды.

Кадр из фильма «Красота по-американски» (1999).

Так, две сцены ужина героев – в начале и в середине фильма – были сняты одинаково. В первом главный герой предстает перед нами глубоко несчастным, равнодушным ко всему, обычным человеком, угнетаемым своей деспотичной женой. Но когда он решает восстать против повседневности, его жизнь начинает меняться, и в конце концов тарелка со спаржей влетает в стену.

Завершить действие символом или красивой метафорой.

Но нередко бывает, что режиссеру с помощью визуальных элементов необходимо донести до зрителя смысл той или иной сцены или всего произведения. Прекрасной иллюстрацией тому является триллер Линн Рэмси «Что-то не так с Кевином», где привычная миска с вареньем символизирует водоворот жестокости, в котором оказались герои, и в то же время предвещает кровавый конец.

Кадр из фильма «Что-то не так с Кевином» (2010)

Мелодрама Абделатифа Кешиша «Жизнь Адель» произвела фурор, поскольку в ней весьма откровенно был показан секс между героинями. Но еде в этом фильме уделено не меньше внимания, чем сценам секса. Через кулинарные предпочтения режиссер тонко показывает разницу между двумя семьями – либеральными и более традиционными взглядами.

Кадр из фильма «Жизнь Адель» (2013)

В семье синеволосой художницы Эммы на столе хорошее вино и морепродукты, а дома Адель едят обычную пасту с томатным соусом. Трудно представить себе более красноречивую метафору разделения французского общества.

XBNFNM   8 известных устройств, которые могут шпионить за вами. И это не шутки - Лайфхакер

В то же время еда выступает также как аллегория сексуального открытия. Например, Адель сначала признается, что не любит устриц, но потом из любопытства пробует их, и они ей нравятся. И почти сразу после этого следует еще одна эротическая сцена.

Кадр из фильма «Жизнь Адель» (2013)

В трилогии Питера Джексона «Властелин колец» был момент, когда еда служила мощной метафорой. Наместник Гондора Денетор II всегда ценил своего младшего сына Фарамира меньше, чем своего первенца Боромира. Узнав о смерти своего питомца, его отец отправляет выжившего наследника в безумную атаку на Осгилиат, зная, что тот, возможно, никогда больше его не увидит.

Чтобы показать ужас происходящего, Джексон прибегает к символическому монтажу. Кадры побежденных войск Фарамира чередуются с крупными планами еды вице-короля. А еще у него изо рта, как кровь, течет красный сок.

Раскрыть характер героев

Иногда на образ персонажа работают даже очень мелкие детали, как в фильме Ридли Скотта «Прометей». Одним из персонажей этого фильма является андроид Дэвид, которого играет Майкл Фассбендер. Он проводит время, изучая человеческую культуру, в то время как пассажиры вверенного ему корабля находятся в анабиозе.

Герой очень хочет быть похожим на людей. Для этого он делает прическу в стиле Лоуренса Аравийского из одноименного фильма и даже ест, хотя ему это не нужно. Но то, как Дэвид механически поглощает пищу, сразу показывает, что он безжизненное существо.

В фантастическом рассказе Тима Бертона «Эдвард руки-ножницы» есть необычайно показательная сцена ужина. В нем киборг Эдвард ужинает с принимающей семьей. Но искусство обращения с вилкой и ножом сложно для обладателя необычных конечностей.

Кадр из фильма «Эдвард руки-ножницы» (1990)

Эдварду буквально трудно приспособиться к «нормальному» миру. Тем временем остальные участники трапезы просто стараются не замечать, что у героя все валится из рук. Им легче сделать вид, что Эдвард — нормальный человек, хотя это не так.

XBNFNM   Cosmos: Почему возможен отскок до $7,5 при сильном медвежьем прогнозе

Отразить внутреннее состояние героев

Заставив героя есть в кадре, вы легко сможете показать, что его сейчас беспокоит: лень, депрессия, злость, депрессия. И в умелых руках режиссера такой прием порой получается очень выразительным.

Хорошим примером является фильм «История призраков». По сюжету молодой музыкант погибает в автокатастрофе, а его жена остается жить в пустом доме, где все напоминает ей о муже. При этом сам герой после смерти не попадает в иной мир, а становится призраком и молча наблюдает, как его возлюбленная пытается справиться с нахлынувшим горем.

Так, в фильме есть пятиминутная сцена, снятая за один дубль, где овдовевшая героиня Руни Мары съедает целый шоколадный пирог. Режиссер Дэвид Лоури конкретно представляет процесс без сокращений. Этот момент показывает, с одной стороны, как люди «выедают» горе, а с другой – позволяет зрителю в полной мере ощутить всю боль героини.

Крутой и брутальный триллер Пак Чан Ука «Олдбой» завораживает с первых кадров своими нестандартными визуальными решениями. Но мало кто может сравниться с оригинальностью самой узнаваемой сцены, в которой актер Чой Мин Сик на камеру ест живого осьминога. В жертву искусству тогда были принесены четыре моллюска — именно столько дублей понадобилось режиссеру.

Кадр из фильма «Олдбой» (2003)

По сюжету герой провел 15 лет в комнате без окон, вдали от людей и нормальной жизни. Только после освобождения он снова чувствует себя живым и настоящим. И именно поэтому он с такой звериной жадностью кусает принесённого ему осьминога.

Показать конфликт между персонажами.

В фильмах Квентина Тарантино еда всегда играет важную роль. Эпизоды с ее участием работают на атмосферу и делают ленты еще более запоминающимися. Примером может служить знаменитый молочный коктейль за 5 долларов, которым наслаждались Винсент Вега и Миа Уоллес в «Криминальном чтиве». Или традиционный белый торт, любимый жестоким рабовладельцем Кэлвином Кэнди из «Джанго освобожденного». Но все это меркнет по сравнению со штруделем из «Бесславных ублюдков».

Штандартенфюрер Ганс Ланда, охотник за евреями, однажды убил всю семью главной героини Шошанны, но позволил ей сбежать. Четыре года спустя они встречаются при нейтральных обстоятельствах, и злодей допрашивает девушку за штруделем.

XBNFNM   Фьючерсы на акции мало изменились, так как трейдеры ожидают продвижения по потолку долга в Вашингтоне: оперативные обновления
Кадр из фильма «Бесславные ублюдки» (2009)

При этом неясно, узнал он ее или нет. Скорее всего, да, ведь Ланда не просто так устраивает перед Шошанной целое представление. Сначала он заказывает героине стакан молока, словно предполагая, что она выросла на молочной ферме.

Тогда она настаивает, чтобы Шошанна дождалась крема, который якобы идеально дополняет десерт. Но это не совсем означает заботу. Скорее всего, девушку троллит штандартенфюрер, как сказали бы современные интернет-пользователи. Дело в том, что раньше штрудель готовили не на сливочном масле, а на сале. А в сочетании со сливками результат далеко не кошерный.

В этом эпизоде ​​есть все: глубочайшее понимание режиссером человеческой психологии, невероятное напряжение, тончайшая игра смыслом. И все дело во вкусной еде и феноменальной игре Кристофа Вальца.

Еще один хороший пример – фильм Романа Полански «Резня», в котором, кстати, сыграл и Кристоф Вальц. Все начинается с того, что мальчик выбивает очередную пару зубов. Родители истребителей собираются для взаимных извинений. Но чем дальше они забираются, тем сложнее героям скрывать раздражение за натянутыми улыбками.

Полански создал очень тонкий психологический портрет горожан среднего возраста. Причем действие на всем протяжении не выходит за пределы квартиры. Начинается все не так уж и страшно, но со временем становится понятно, что герои совсем не такие, какими пытаются показаться.

Атмосфера все более сгущается, становится липкой, как яблочно-грушевый пирог с имбирной крошкой, которым хозяева подают своим гостям. Слово за словом, и вкуснейший десерт уже становится фоном для выяснения отношений.

Конечно, это лишь малая часть удивительных и знаковых сцен. Расскажите, какие еще сцены еды в фильмах вам нравятся? Какие ассоциации они у вас вызывают? Что они говорят нам о психологии героев?

Что бы сказал автор? 🎬📺🤔

*Деятельность Meta Platforms Inc. и ее социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории Российской Федерации.

Source